«Страдательные» песни в какие-то периоды жизни могут быть очень кстати и помогать проживать чувства, а в какие-то — бесить и казаться нездоровыми.
На самом деле, так и есть, и это неслучайно.
Та любовь, которая в них описывается: с этими всеми «в небо, в пропасть», «пропадаю, помираю», «уведу, украду» — это любовь определенного типа, ее называют романтической и она характерна для молодых людей.
В традиционной культуре «страданиям» предавались парни и девушки до вступления в брак, и обычно эти отношения к браку не приводили.
Полюбили, пострадали, получили первый сексуальный опыт (часто очень даже разнообразный, но с запретом на собственно половой акт, а в каких-то культурах и без запрета) — и хорошего понемножку. Иногда таких «отношений» могло быть несколько, и даже параллельно.
Это было время для соперничества, ревности, гаданий «любит-не любит-плюнет-поцелует» и прочих страстей.
В долговременных отношениях, с общими детьми, хозяйством и прочей взрослой жизнью, никаких таких бурных переживаний не предполагалось.
Без того дел полно. Если есть тепло и притяжение — повезло, если нет — тоже жить можно.
Когда традиционная культура начала сменяться городской, произошла «склейка» сценариев, и романтическую любовь стали считать началом Большой Любви на всю жизнь. Ожидая, что если найти «того самого» человека, то накал чувств будет тоже навсегда.
И тут что-то идёт не так: либо чувства угасают, либо становятся навязчивостью, а чаще кто-то один остывает, а другой пытается удержать. Так себе отношения.
В общем, «страдания» — это хорошо и нормально, если понимать, что срок им — года два от силы. И не ждать от этих отношений того, чем они стать не могут и не должны. Это опыт, часть взросления, хорошо бы, чтобы он был не отравлен насилием и вспоминался потом с улыбкой и нежностью.
Людмила Петрановская